Цена Cash Seller & Settlement в долларах США за тонну на
Цена за тонну в долларах США за 1 квартал 2023
Кремний технический | 4 000.00 |
Марганец технический | 6 750.00 |
Литейный алюминиевый лом - Европа с доставкой | 1 987.00 |
Аналитическая информация
ОТЧЕТ
по результатам анализа статистических данных
об экспорте и импорте алюминиевого лома
за 2015 – 2018 г.
В соответствии с решением Общих собраний членов НП «Совет промышленных предприятий вторичной цветной металлургии» в течение 2016 – 2018 г. Партнерство осуществляло мониторинг экспорта и импорта алюминиевого лома, а также изучало опыт предприятий по увеличению закупок сырья за рубежом.
В результате этой работы был выявлен ряд закономерностей в сфере экспорта и импорта алюминиевого лома, а также факторов, влияющих на осуществление данной деятельности.
1. Особое внимание было уделено выявлению вероятных попыток экспорта алюминиевого лома по заниженным ценам с целью минимизации сумм уплачиваемой таможенной пошлины после её снижения до 10 %, но не менее 76 евро за тонну с 1 сентября 2017 г. Однако таких фактов за истекший период не выявлено.
До 1 сентября 2017 г. алюминиевый лом за пределы ЕАЭС поставлялся эпизодически в количествах не более 1 контейнера в квартал.
Объемы экспорта лома в дальнее зарубежье после 1 сентября 2017 года несколько выросли, однако по-прежнему остаются несущественными и не превышают 0,05 % от общего объема заготовки алюминиевого лома и отходов в России. В течение 2018 г. экспортные поставки алюминиевого лома в дальнее зарубежье осуществлялись только в Польшу и только предприятиями Калининградской области в количестве 70 – 80 тонн в квартал.
2. Экспорт алюминиевого лома в страны – члены ЕАЭС осуществляется регулярно, но также в небольших объемах, не превышающих 0,2 % от общего объема заготовки. В основном вторичное алюминиевое сырьё поставляется в Беларусь и в Армению. При этом в 2015 году имел место всплеск поставок отходов с предприятий ОК «РУСАЛ» на завод «Арменал», в результате чего в 3-м квартале 2015 г. экспорт достиг 0,3 % от объема заготовки. В 2018 г. экспорт алюминиевого лома осуществлялся в основном в Беларусь и составил около 1090 тонн (менее 0,2 % от общего объема заготовки)
3. Данные формы 14-МЕТ(лом) утверждают, что в 2015 и 2016 гг. осуществлялись значительные поставки алюминиевого лома из Омской области в Республику Казахстан, а также из Ростовской области в какую-то из стран Таможенного союза. Точно страну назначения установить не представляется возможным в связи с тем, что при поставках внутри ЕАЭС оформляются только статистические декларации, требования к которым не столь строгие, как при поставках в дальнее зарубежье. По данным статистики 14-МЕТ(лом) в 2015 г. из Ростовской области было экспортировано 3 760 тонн, а из Омской области – 10 765 тонн. В 2016 г. – 6 944 т. и 16 873 т. соответственно. Однако в данных таможенной статистики эта информация отсутствует.
Учет трансграничных поставок товаров внутри ЕАЭС осуществляется по статистическим декларациям, представление которых в таможенные органы обязательно, но невыполнение этого требования не влечет каких-либо существенных последствий. В связи с этим можно было бы предположить, что вышеуказанные поставки действительно осуществлялись, однако статистические декларации по каким-то причинам не были оформлены их участниками. Для уточнения данного вопроса были проведены консультации с представителями группы компанией «Металлокасса» – крупного оператора рынка лома в Омской области. Однако они заявили, что никаких признаков экспорта алюминиевого лома из Омской области в Казахстан не наблюдается.
В связи с этим можно предположить, что поставки алюминиевого лома в Казахстан оформлялись только по документам с целью получения каких-либо преференций, а физических перевозок вторичного сырья в этом направлении не осуществлялось. Это предположение подтверждается и тем фактом, что из Республики Казахстан на российские предприятия поставляются значительные объемы алюминиевого лома и отходов, что трудно было бы объяснить в свете сравнимых поставок этого же товара во встречном направлении.
4. Объемы импорта алюминиевого лома в последнее время демонстрируют тенденцию к росту. Если в 2015 году импорт не превышал 3 % от общего объема заготовки сырья в России, то к концу 2017 – началу 2018 г. он достиг 8 %.
При этом возросла доля импорта из дальнего зарубежья: если в 2015 г. она составляла 8 – 10 % от общего объема ввозимого в Россию лома, то по итогам 2018 г. выросла до 37,5 %.
5. Импорт алюминиевого лома в Россию внутри ЕАЭС осуществляется в основном из Киргизии и Казахстана.
Обращает на себя внимание резкий (практически в 2 раза) рост объемов ввоза данного сырья в период со 2-го по 4-й кварталы 2017 г. Этот рост был обусловлен импортом из Республики Казахстан в Московский регион по завышенным ценам – от 5 600 до 6 000 долларов США за тонну. Поскольку цены при указанных закупках явно неадекватные, можно предположить, что фактически ввозился другой товар, или данные поставки использовались для извлечения необоснованной налоговой выгоды казахскими поставщиками. При этом российские покупатели в соответствии с решениями Верховного суда не обязаны были уплачивать НДС при ввозе лома из других стран ЕАЭС.
Резкий рост объемов импорта лома из стран ЕАЭС в период со 2-го по 4-й кварталы 2017 г. обусловлен именно этими поставками по завышенным ценам.
В 2018 г. импорт товара по коду ТН ВЭД 7602 по ценам около 6 000 долл./т из Казахстана прекратился, и объемы импорта из стран ЕАЭС снизились.
Вторичное алюминиевое сырьё в Казахстане и Киргизии закупают разные производители вторичного алюминия. При этом в разные периоды основные направления поставок из указанных стран меняются. Каких-либо преимуществ в объемах поставок у тех регионов, которые граничат с Казахстаном, не наблюдается.
Обращает на себя внимание тот факт, что в первом полугодии 2018 г. импорт алюминиевого лома из Казахстана ежемесячно превышал показатели соответствующего периода предыдущего года (без учета объемов поставки по завышенным ценам) в среднем почти на 30 %. Однако с июля соотношение изменилось в обратную сторону в среднем до минус 7 %. А после вступления в силу совместного приказа Казахстанских министерств об ограничении вывоза лома черных и цветных металлов автотранспортом в декабре 2018 г. импорт алюминиевого лома в Россию рухнул в 14 раз по сравнению с ноябрем. Таким образом, решение органов власти Республики Казахстан оказало крайне негативное влияние на объемы закупки сырья российскими производителями вторичного алюминия.
В связи с этим Партнерство направило письма в Минпромторг и Минэкономразвития России с предложением проверить законность таких действий Казахстанской стороны и вынести вопрос об их отмене на уровне ЕЭК.
6. Как уже отмечалось, импорт алюминиевого лома из дальнего зарубежья в последние годы вырос более чем в 10 раз:
Ввозная пошлина на алюминиевый лом была отменена по предложению нашего Партнерства еще в 2007 году
Однако ввозом лома из-за границ ЕАЭС в России до недавнего времени занималась единственная компания – АО «Анкувер» (Владивосток). Она в полной мере использует свои преимущества в логистике, которые позволяют ей закупать сырьё за рубежом с минимальными (по сравнению с другими предприятиями отрасли) транспортными расходами. В то же время расширение объемов закупки лома в России для этой компании приводит к существенному росту транспортных расходов, поскольку она находится далеко от основных регионов образования вторичного сырья (Московский регион, Поволжье, Урал). Сочетание этих факторов способствует тому, что для увеличения объемов производства продукции АО «Анкувер» предпочитает наращивать закупки сырья за рубежом.
Ряд других компаний также рассматривают возможности импорта лома, однако из-за транспортных расходов такие операции, по-видимому, до сих пор не представляли интереса. Однако в 4-м квартале 2018 г. помимо АО «Анкувер» лом в дальнем зарубежье закупала также компания ООО «Металлком» из Смоленска. Закупки осуществлялись в Финляндии. Всего импортировано две партии по одному контейнеру в октябре и декабре 2018 г. По одной из партий таможня осуществила корректировку таможенной стоимости, хотя смысла в таких действиях не видно, поскольку ввозная таможенная пошлина на алюминиевый лом отсутствует.
АО «Анкувер» закупает лом в Японии, Гонконге, США, Сингапуре, на Тайване. В отдельные периоды закупки осуществлялись также в Канаде, Великобритании, Нидерландах. При этом ввозится в основном дробленый лом типа ZORBA. Компания пыталась также закупать не дробленый литейный лом, однако при этом возникли проблемы с таможней. Таможенники заподозрили, что под видом такого лома могут беспошлинно ввозиться автомобильные запчасти. В связи с тем, что при поставках литейного лома приходилось заказывать экспертизы на предмет непригодности деталей для дальнейшего использования, в процессе проведения которых груз оставался не растаможенным, от таких закупок пришлось отказаться.
В настоящее время между Китаем и США идет «торговая война», затрагивающая в том числе поставки алюминиевого лома в Китай. Действия Китая по ограничению таких поставок связаны в том числе с резким ужесточением экологических требований в Китае. Однако, по информации АО «Анкувер», пока эти действия не создали условий для роста импорта данного сырья в Россию, что подтверждает также статистика за 3-й и 4-й кварталы 2018 г.
Порядок применения новых положений НК РФ,
возлагающих обязанности налоговых агентов
на покупателей лома и вторичного алюминия.
27 ноября 2017 г. подписан и опубликован Федеральный закон № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Этим законом реализация лома и отходов черных и цветных металлов с 01.01.2018 переведена в облагаемые НДС операции.
Одновременно вводится особый порядок уплаты НДС в отношении лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также сырых шкур животных (далее Агентируемый товар), при котором НДС исчисляется и уплачивается не продавцом, а покупателем – налоговым агентом. Покупатели Агентируемого товара обязаны исчислить и уплатить в бюджет соответствующие суммы налога. Это требование распространяется также на покупателей, не являющихся плательщиками НДС, кроме физических лиц. При покупке Агентируемого товара у неплательщиков НДС, или освобожденных от НДС лиц, налог не исчисляется и не уплачивается. В этом случае продавец в договоре, первичном учетном документе указывает – «Без налога «НДС» и несет ответственность за достоверность данных сведений. Если сведения указаны недостоверно, НДС со всего оборота уплачивается в бюджет данным продавцом.
Норма закона о том, что налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога, не означает уплату покупателями в бюджет суммы налога со всей стоимости приобретенного товара. В статью 173 НК РФ внесен новый пункт 4.1, согласно которому суммы исчисленного налоговым агентом НДС принимаются к вычету в том же налоговом периоде. Т.е. в общем случае никому из участников цепочки заготовки и реализации лома и отходов уплачивать налог в бюджет не нужно. Это подтверждает комментарий Федеральной налоговой службы России, размещенный на ее официальном сайте по адресу:
https://www.nalog.ru/rn59/news/tax_doc_news/7101064/
Исключение составляют:
– приобретение товара у налогоплательщиков лицами, освобожденными от обязанностей налогоплательщика (освобождение по статье 145 НК РФ, УСН и т.п.);
– восстановление налога при использовании товара в операциях, не облагаемых налогом;
– несвоевременное поступление счетов-фактур;
– использование товара для экспортных операций.
При несвоевременном поступлении счетов-фактур или использовании товара для экспортных операций уплаченный налог в дальнейшем возмещается.
Статью 166 НК РФ дополнили пунктом 3.1, который устанавливает:
При реализации Агентируемого товара исчисляют налоговую базу:
– продавцы – при экспорте и при реализации товара физическим лицам, не являющимся ИП;
– покупатели – во всех остальных случаях, за исключением приобретения товара у неплательщиков НДС, или освобожденных от НДС лиц.
Норма закона о том, что продавцы, реализующие товар внутри страны, не исчисляют НДС, конфликтует со следующими положениями:
– пункт 1 статьи 171 НК РФ: «Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
– пункт 1 статьи 173 НК РФ: «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.»
Возможно толкование перечисленных положений закона как запрет для продавцов Агентируемого товара на внутреннем рынке принимать к вычету суммы налога, предъявленные им поставщиками товаров (работ, услуг), которые не относятся к Агентируемым товарам. Нет исчисляемого налога – нет и вычетов. По этому пункту направлен запрос в Минфин России с просьбой разъяснить применение указанных положений НК РФ.
Момент определения налоговой базы для операций по приобретению Агентируемого товара – это наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Участники рынка столкнутся со следующей проблемой: количество и стоимость лома и отходов обычно определяется при приемке товара на складе покупателя. Правильно исчислить налог в момент отгрузки практически невозможно. Очевидно, счет-фактуру придется выставлять дважды: при отгрузке – первичный счет-фактура, после фактической приемки товара – корректировочный счет-фактура. Документооборот усложняется, однако законом отдельно предусмотрено право налогового агента принимать к вычету налог на основании корректировочного счета-фактуры.
Также необходимо выставлять счета-фактуры на авансы.
Сумма НДС по Агентируемым товарам продавцом к оплате покупателю не предъявляется. Исключение – экспорт и продажа товара физическим лицам. Налогообложение данных операций производится в общем порядке по ставкам 0% и 18% соответственно. Продавцы Агентируемого товара, являющиеся плательщиками НДС, при отгрузке выставляют покупателю счет-фактуру (корректировочный счет-фактуру), который составляется без учета НДС с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом».
Данный счет-фактура выставляется также при получении авансов в счет планируемой поставки Агентируемых товаров.
Счета-фактуры (в том числе корректировочные) являются основанием для принятия исчисленного НДС к вычету.
Установленные НК РФ требования к порядку составления счетов-фактур распространяются и на счета-фактуры, НДС по которым исчисляется налоговым агентом.
Налоговые агенты по Агентируемым товарам принимают к вычету суммы исчисленного НДС. Т.е. для применения вычетов факт уплаты налога не требуется. (п. 3 ст. 171 НК РФ).
Вычеты НДС, исчисленного налоговым агентом, при возврате товара или возврате авансового платежа за товар применяются в общем порядке.
Вычеты НДС, исчисленного налоговым агентом с авансов и предоплат, применяются в общем порядке.
Вычет НДС при корректировке стоимости отгруженных товаров в сторону уменьшения также применяется.
Пункт 4.1. статьи 173 НК РФ определяет порядок расчета суммы налога, которую уплачивает налоговый агент. Сумма исчисленного налога уменьшается на суммы вычетов, в том числе предусмотренных п. 3 ст. 171 НК РФ в новой редакции. Т.е. сумма исчисленного налога уменьшается также на сумму исчисленного налога, и уплачивать в бюджет в общем случае ничего не нужно. Такой порядок действует по всей цепочке заготовки и перепродажи лома и отходов, а также производства и реализации вторичного алюминия до тех пор, пока из этих товаров не будет произведена продукция, не включенная в список Агентируемых товаров.
Так как вычеты исчисленного налога предоставляются на основании счетов-фактур, выставленных поставщиком товара, при отсутствии документов (например, при несвоевременном поступлении счетов-фактур в конце налогового периода) возникает необходимость уплаты налога в бюджет.
Для экспортеров Агентируемых товаров предусмотрен специальный порядок применения вычетов. Их применение возможно на момент, когда будет собран пакет документов, подтверждающих экспорт. Т.е. экспортеры должны уплачивать налог в части товара, приобретаемого для реализации на экспорт, или для производства продукции, предназначенной для реализации на экспорт, экспорт которого не подтвержден. В дальнейшем, при подтверждении экспорта, НДС принимается к вычету.
Однако в связи с этим возникает вопрос: в последующих налоговых периодах, когда появятся необходимые документы и возникнет право на налоговые вычеты, как реализовать эти вычеты? Если на основании п. 4.1 статьи 173 НК РФ уменьшить исчисленные за текущий налоговый период суммы налога на вычеты сумм налога, исчисленных за предыдущие налоговые периоды, может получиться превышение вычетов над суммами исчисленного налога. Требуется уточнить будет ли производиться возмещение налога в данном случае, и если будет, то в каком порядке. Применимы ли положения пункта 2 статьи 173 НК РФ (общий порядок уплаты и возмещения налога) к пункту 4.1. статьи 173 НК РФ. По данному вопросу также направлен запрос в Минфин.